Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6

Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6
Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6
Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6

Главная » Ламповые усилители » Ламповый усилитель на 6п45с


«Мессир, ну почему же — монстры? Они тяжелы, громадны, и сильно пышут жаром.» Начну с того, что журнал, который вы читаете, все-таки не аудиофильский. Что такое аудиофилия? Это увлечение консервированным (в хорошем смысле!) звуком. Щелчок выключателя электропитания и… полились чарующие звуки.

Не с валика Эдисона, не из граммофона и не из патефона, а из ваших, именно ваших акустических систем. Но как достичь волшебства, или очарования звуком? Ясное дело — применив соответствующие компоненты системы звуковоспроизведения. Не будем говорить о проигрывателях и акустических системах, тем более, о золоченых кабелях и серебряных шасси.

Обратим свой взор на схемотехнику усилителей. В прежние времена в нашей громадной стране все усилия тратились на «оборону». Вопросами высококачественного звуковоспроизведения занимались отдельные энтузиасты. Публикаций было мало. Основные достижения были получены не у нас, а где-то там, за океаном.

Там же находятся и основные источники информации. Кто у нас слышал раньше о триодных усилителях Cucing’a, знаменитом D.T.N. Williamson’e или о том, что местную трансформаторную ООС в катоде пентода предложил Peter I.Walker на ф. Acoustical manufacturing, выпускающей продукцию под маркой «Quad»? Кое-что появляется в последние годы и у нас. Хотя информации все равно маловато.

Какие же средства рекомендуются аудиофилам для достижения высококачественного звука?

Во-первых, это — лампы. Во-вторых, это — триоды. В третьих, это — (Боже упаси!) — не использовать отрицательную обратную связь (ООС) и класс «В» (только «А»!).

В четвертых, чем проще схема, тем она лучше. «Однотактник» лучше «двухтактника».

В пятых, это — высококачественные компоненты (комплектующие).
Как видно из заглавия статьи, я не зову вас в магазин, где можно купить ламповый, на триодах, без обратной связи, однотактный, с серебряными обмотками выходного трансформатора, замечательный во всех отношениях усилитель. Например, «Ongaku»: 27 Вт на канал, 30 кг на массу и примерно 70000$ на кошелек. Я хочу поделиться своими впечатлениями и соображениями.

К сожалению, я не смог услышать работу настоящего «Ongaku». Среди моих знакомых не оказалось обладателя этого замечательного устройства фирмы Audio Note. А всевозможные «Прибои» и даже один «Luxman» на лампах звучали как-то одинаково «тускло», и впечатления не производили. Но вот, как-то раз, знакомый аудиофил пожаловался, что ламповый усилитель, который он собственноручно собрал за год, не оправдывает надежд, не «звучит» и даже не дает нужной мощности.

Я помог ему отрегулировать режимы ламп, уменьшить фон и получить выходную мощность по 6 Вт на канал, а также ввел отключаемую ООС с выхода на входной каскад, т.е. охватил ею три каскада, что часто делается в ламповых усилителях. Кроме того, добавил RC-цепочку на выходе (схема Цобеля) для устранения ВЧ-колебаний на холостом ходу. По приборам получилось примерно, то же время установления, что и без ООС, и та же экспонента.

И вот, мы слушаем этот усилитель. Звучит великолепно! Глубокий, без привязки к АС, объемный звук просто завораживает! Включаем вместо этого лампового «монстра» американский «Harman Kardon» (НК-1400) — транзисторный с ООС («недорогой», всего-то 700 $). Звук заметно хуже, чем у самодельного — нет такого объема и глубины. Запускаем отечественный ламповый «Прибой 50 УМ-204С». Звук еще более «сухой».

Наконец, самый решающий эксперимент. Включаем ООС в самодельном ламповом. При этом расширяется полоса пропускания с 30 кГц до 100 кГц, мощность на выходе увеличивается до 12 Вт при том же коэффициенте гармоник (около 3%), уменьшается выходное сопротивление. Все, вроде бы, прекрасно, но эффект потрясающий! Звук становится таким же. как и у «Прибоя». Очарование исчезло, звук «сухой», объема нет. не говоря уже о мелких деталях.

Слушать не хочется. Убираем ООС — и «волшебство» восстанавливается! Опять не хочется выключать усилитель. так бы слушал и слушал… Потом мы сравнили его звучание со звуком усилителя «Орбита УМ-002 Стерео», скопированного с «Quad-405», и установили, что «Орбита» на том же месте, что и «НК-1400», но место это гораздо ниже лампового самодельного.

Нужно отметить, что прослушивание велось в одной и той же комнате 16 м², с одними и теми же акустическими системами, с одним и тем же проигрывателем компакт-дисков, на одних и тех же дисках (тестовый, джаз, хор, вокал, симфонический оркестр).

samodelnyj_lampovyj_usilitel
Самодельный усилитель — это усилитель I.Morrison’a, адаптированный к нашей комплектации А.Бокаревым [1]. Привожу эту простую схему (рис.1) с той цепью ООС, которая улучшила объективные технические параметры, но «испортила» звук. В усилителе использованы корпус и трансформаторы от УЗЧ «Прибой 50УМ-204С».

Напряжения питания получились несколько меньше, чем указано в [1]. Выходная мощность также оказалась меньше. Что же дает применение в выходном каскаде триодов вместо пентодов? Вернее, ламп 6П45С в триодном включении, в классе «А» и без ООС. В классе «А» значительно уменьшается выходная мощность при том же напряжении питания, по сравнению с классом «В».

Но ведь для высококачественного звука в маленьких помещениях (16. ..18 м²) и при АС с большой отдачей 6…8 Вт на канал вполне достаточно. Триодное включение дает меньший коэффициент гармоник, чем пентодное, раза в 2 [2, С. 119] —5% и 10% соответственно (без ООС) при оптимальной нагрузке, и еще меньший при увеличении приведенной к анодам нагрузки, но ценой уменьшения выходной мощности.

lampovyj_usilitel_harakteristika

Внутреннее сопротивление триода (Rj = ∆Ua/∆Ia) значительно меньше, чем у пентода. Это видно из приводимых анодных характеристик пентода ГУ-50 (П-50, LS-50) (рис.2). В триод- ном включении ГУ-50 и 6П45С имеют практически совпадающие выходные характеристики. Для 6П45С в триодном включении они приведены в [3].

Применение выходного трансформатора, рассчитанного для пентода и имеющего большую индуктивность первичной обмотки, позволяет сильно расширить АЧХ в сторону низких частот, т.к. Ri триода в несколько раз меньше, чем Ri пентода. По этой же причине действующие емкости обмоток [2, С. 103] перезаряжаются быстрее, и полоса частот расширяется £ сторону высоких частот.

Малое Ri у триода дает малое выходное сопротивление и без ООС, хотя НЧ несколько подчеркиваются. И, наконец, самое главное. Отсутствие ООС дает чисто апериодический переходный процесс, без затягивания и колебаний (tyст = 10 мкс до уровня 99% от установившегося значения Uвых). Введение резистивной ООС глубиной 20 дБ (включен только резистор R7) приводит к большим колебаниям переходной характеристики (ПХ). Амплитуда колебаний доходит до 60% от амплитуды импульса, а период колебаний — 6.. .7 мкс.

Включение емкости С2= 1500…2000 пФ устраняет колебания, процесс становится похожим на экспоненциальный, tyст 5 мкс. Колебания с периодом 6…7 мкс говорят о наличии на диаграмме Боде на частоте около 150 кГц резонансного максимума или диполя, что может вызвать затягивание ПХ [4] и «испортить» звук. Вот и выбирайте! Или КПД как у паровоза и прекрасное звучание, или хорошие показатели и желание поскорее выключить усилитель. Аудиофилов низким КПД не испугаешь. Их лозунг: качество звука — любой ценой!


Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6 Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6 Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6 Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6 Ламповый однотактный усилитель на 6п45с схема6

Тоже читают:



Автобус 41 химки лобня схема маршрута

Самые лучшие поздравления на свадьбу племяннице6

Поздравление к 30 летию совместной жизни мужу

Поздравления с днем рождения главе республике6

Открытки мусульманские курбан байрам